Кафедральный собор в Мехико Успения Пресвятой Девы Марии

Кафедральный собор в Мехико имеет так же название собор Успения Пресвятой Девы Марии на небесах и является резиденцией католической архиепархии Мексики. Он расположен на месте древнего священного комплекса ацтеков рядом с Темпло Майор на северной стороне Пласа-де-ла-Конститусьон (Zócalo) в центре Мехико. Собор строился по частям с 1573 по 1813 год вокруг первоначальной церкви, которая была построена вскоре после испанского завоевания Теночтитлана и в итоге полностью заменена. Испанский архитектор Клаудио де Арсиньега спланировал строительство, вдохновившись готическими соборами Испании.

Из-за того, что на его строительство ушло много времени, чуть менее 250 лет, практически все основные архитекторы, художники, скульпторы, золотых дел мастера и другие визуальные художники вице-королевства в какой-то момент работали над строительством комплекса. Это же условие, то есть обширный период строительства, позволило интегрировать различные архитектурные стили, действующие и модные в те века: готику, барокко, чурригереск, неоклассику и другие. Такую же ситуацию переживали различные орнаменты, картины, скульптуры и мебель в интерьере.

Cобор обращен на юг. Приблизительные размеры этой церкви составляют 59 метров в ширину на 128 метров в длину и высотой 67 метров до вершины башен. Он состоит из двух колоколен, центрального купола и трех главных порталов. Имеет четыре фасада с порталами, фланкированными колоннами и статуями.

кафедральный собор в мехико
Изображением переднего фасада Кафедрального собора Мехико

У собора пять нефов, состоящих из 51 свода, которые базируются на 74 арках и 40 колоннах. Две колокольни содержат в общей сложности 25 колоколов.

Здесь есть пять больших богато украшенных алтарей, ризница, хор, помещение для хора. Шестнадцать часовен собора посвящены отдельной святой или святому, и создание каждой спонсировалась религиозной гильдией. В часовнях находятся богато украшенные алтари, алтарные перила, картины, мебель и скульптуры. В соборе находятся два самых больших органа 18 века в Америке, а под зданием находится крипта, в которой покоятся останки многих бывших архиепископов. В соборе насчитывается около 150 окон.

алтарь королей в мехико
Алтарь Королей в кафедральном соборе Мехико

На протяжении веков собору был нанесен ущерб. Пожар 1967 года уничтожил значительную часть интерьера собора. Последующие реставрационные работы позволили обнаружить ряд важных документов и произведений искусства, которые ранее были скрыты. Хотя для собора был заложен прочный фундамент, мягкая глинистая почва, на которой он был построен, стала угрозой для его структурной целостности.

Падение уровня грунтовых вод и ускоренная просадка привели к тому, что сооружение было включено Всемирным фондом памятников в список 100 объектов, находящихся под угрозой исчезновения. Реставрационные работы, начавшиеся в 1990-х годах, стабилизировали состояние собора, и в 2000 году он был исключен из списка находящихся под угрозой исчезновения.

История Кафедрального собора в Мехико

После завоевания испанцами империи ацтеков и возвращения Эрнана Кортеса из исследования современного Гондураса, конкистадоры решили построить церковь на месте главного храма ацтекского города Теночтитлан, тем самым закрепив власть Испании над недавно завоеванной территорией. Есть свидетельства существования большого крупного храма, посвященного богу Кецалькоатлю, храма, посвященного богу Уицилопочтли, и других мелких построек.

Архитектор Мартин де Сепульведа был первым директором проекта в 1524-1532 годах, а Хуан де Зумаррага – первым епископом епархии в Новом Свете. Собор Зумарраги находился в северо-восточной части того, что сегодня является кафедральным собором. В нем было три нефа, разделенных тосканскими колоннами, центральный потолок украшали сложные гравюры и золотые пано. Для строительства использовали камни разрушенного храма бога Уицилопочтли, бога войны и главного божества ацтеков.

Тем не менее, этот храм вскоре был признан недостаточным для растущего значения столицы вице-королевства Новая Испания. Эта первая церковь была возведена в ранг собора королем Испании Карлом I и папой Климентом VII в 1534 года

Очень скоро было приказано построить новый храм, пышностью соразмерный с величием колонии. В 1544 году церковные власти уже распорядились о строительстве нового, более роскошного собора.

Начало строительства собора в Мехико

Почти все американские соборы периода раннего Возрождения следуют модели собора Хаэна, первый камень которого был заложен в 1540 году.

Собор Хаена
Собор Хаэна в Испании

В 1552 году было достигнуто соглашение, согласно которому расходы на строительство нового собора будут разделены между испанской короной, команчами и индейцами под непосредственным руководством архиепископа Новой Испании. Первоначальные планы по созданию нового собора начали разрабатываться в 1562 г.

В рамках проекта строительства тогдашний архиепископ Алонсо де Монтуфар предложил монументальное сооружение, состоящее из семи нефов и основанное на проекте Севильского собора. Проект, который, по словам самого Монтуфара, займет 10 или 12 лет. Вес работы таких размеров на грунте болотистого происхождения потребовал бы специального основания. Первоначально для создания платформы были установлены поперечные балки, что потребовало больших затрат и постоянного дренажа. В конце концов, этот проект был заброшен не только из-за вышеупомянутых затрат, но и из-за наводнений, от которых страдал центр города.

Затем с помощью местных технологий на большую глубину устанавливаются сваи из цельной древесины, около двадцати тысяч таких свай на площади в шесть тысяч квадратных метров. Проект сокращен с первоначальных семи нефов до пяти: одного центрального, двух процессионных и двух боковых для 16 капелл. Строительство началось с проектов и моделей, созданных Клаудио де Арсиньега и Хуаном Мигелем де Агуэро, вдохновленных испанскими соборами Хаэна и Вальядолида.

В 1571 году, с некоторым опозданием, вице-король Мартин Энрикес де Альманса и архиепископ Педро Мойя де Контрерас заложили первый камень нынешнего храма. Собор начал строиться в 1573 году вокруг существующей церкви, которая была снесена, когда работы продвинулись достаточно, чтобы вместить основные функции храма.

В отличие от большинства соборов, работы были начаты с ориентации на север-юг из-за наличия выемок в грунте, которые могли бы повлиять на традиционную ориентацию здания с востока на запад. Сначала были построены дом главы и ризница; строительство сводов и нефов заняло сто лет.

Развитие строительства

Начало работ пришлось на грязную и неустойчивую местность, что осложнило работы, поэтому в качестве строительных материалов на нескольких участках предпочтение было отдано тезонтле и камню чилука, на глубине, как наиболее легким.

В 1581 году началось возведение стен, а в 1585 году началась работа над первой часовней. В 1615 году стены достигли половины своей полной высоты. Внутренние работы начались в 1623 году для ризницы, а первоначальная церковь была снесена.

21 сентября 1629 года работы были прерваны наводнением, обрушившимся на город, когда вода достигла высоты двух метров, причинив ущерб тому, что сейчас является площадью Конституции, и другим частям города. Из-за нанесенного ущерба был начат проект строительства нового собора на холмах Такубайя, к западу от города, но от этой идеи отказались, и проект продолжился на том же месте под руководством Хуана Гомеса де Трасмонте.

Архиепископ Маркос Рамирес де Прадо-и-Овандо совершил второе посвящение 22 декабря 1667 года, в год, когда был накрыт последний свод. На момент освящения (в то время отсутствовали колокольни, главный фасад и другие элементы, построенные в 18 веке), стоимость того, что было построено, была эквивалентна 1 759 000 песо. Эти расходы были в основном покрыты испанскими королями Филиппом II, Филиппом III, Филиппом IV и Карлом II. С годами к центральному ядру здания были добавлены Колледж семинарии, Часовня Анимас, здания Табернакля и Курии.

В 1675 году была завершена центральная часть главного фасада, работа архитектора Кристобаля де Медина Варгаса, которая включала фигуру Успения Марии, призыв, которому посвящен собор, и скульптуры святого Иакова Большого и святого Андрея Наблюдателя.

В течение оставшейся части XVII века была построена первая часть восточной башни по проекту архитекторов Хуана Лосано и Хуана Серрано. Основная крыша здания и крыши на восточной стороне были построены в 1688 году, а на западной – в 1689 году. Были завершены шесть контрфорсов, поддерживающих конструкцию со стороны главного фасада, и контрфорсы, поддерживающие своды главного нефа.

В течение XVIII века мало что делалось для того, чтобы продвинуть завершение строительства собора; в основном потому, что он уже был законченн внутри и пригоден для всех церемоний, которые предлагались. Не было острой необходимости продолжать работу над тем, чего не хватало.

В 1752 году, 17 сентября, на короне купола этой церкви был установлен железный крест с более чем тремя перекладинами, с флюгером, с выгравированной на каждой стороне молитвой Sanctus Deus, а в середине овал в четверть, в который был помещен воск Agnus с витражом на одной стороне, а на другой стороне лист, на котором была изваяна госпожа Санта Приска, защитница от молний.

В 1787 году архитектор Хосе Дамиан Ортис де Кастро был назначен руководить строительством колокольни, главного фасада и купола. Для строительства башен мексиканский архитектор разработал проект, позволяющий сделать их эффективными против землетрясений.

Он руководил проектом до самой своей смерти в 1793 году. В это время его сменил Мануэль Толса, архитектор и скульптор, который привнес неоклассический стиль. Толса отвечает за завершение работы над собором. Перестроить купол, который был низким и непропорциональным, разработать проект, состоящий из открытия большего кольца, на котором построить круглую платформу, чтобы оттуда поднять гораздо более высокий фонарь. Он венчает фасад фигурами, символизирующими три теологические добродетели (Вера, Надежда и Милосердие).

кафедральный собор мехико
Фасад кафедрального собора

Кафедральный собор в независимой Мексике

Как только Мексика обрела независимость, собор вскоре стал местом действия важных глав в истории новой страны. Будучи главным религиозным центром и резиденцией церковной власти, он был участником различных событий, связанных с общественной жизнью независимой Мексики.

21 июля 1822 года состоялась церемония коронации Агустина де Итурбиде в качестве императора Мексики. Прозвучали первые двадцать четыре пушки, были украшены балконы и фасады общественных зданий, а также атриумы и порталы церквей. В соборе были установлены два трона: главный – рядом с пресвитером и меньший – рядом с хором. Незадолго до девяти часов утра члены Конгресса и городского совета заняли свои назначенные места. Кавалерия и пехота окружили будущего императора и его свиту. На мессе служили три епископа. Президент конгресса Рафаэль Мангино возглавил возложение короны на Августина I, затем сам император надел корону на императрицу. После церемонии звон колоколов и грохот пушек оповестили народ о том, что коронация состоялась.

В 1825 году головы Мигеля Идальго, Игнасио Альенде, Хуана Альдамы и Мариано Хименеса, спасенные и сохраненные после повешения в Гуанахуато, были торжественно перенесены из Паррокия-де-Санто-Доминго в Кафедральный собор. Шествие черепов, помещенных в урну, покрытую черным бархатом, сопровождалось звоном колоколов и голосами хора. За несколько месяцев до этого те же черепа висели перед Альхондигой в Гуанахуато, а теперь архиепископ разрешил открыть юбилейные двери крипты, чтобы принять “героев” независимости.

Также были получены останки Хосе Марии Морелоса, Франсиско Хавьера Мины, Мариано Матамороса и Эрменегильдо Галеана. Останки были помещены в Крипту архиепископов и вице-королей, и тогда же было написано: “Честным останкам великодушных и неустрашимых каудильо, отцов мексиканской свободы и жертв вероломства и кумовства, родина с плачем и благодарностью воздвигает этот общественный памятник”.

Однако они пролежали там недолго: около 1885 года по приказу тогдашнего президента Порфирио Диаса Мори останки были вынесены из Кафедрального собора, а затем снова были доставлены процессией на территорию собора, но на этот раз процессию возглавляли президент Республики, министры и секретари городского совета, гражданские власти, народные организации, мексиканские флаги и светские знамена, отражающие характер того времени.

Затем их поместили в часовню Сан-Хосе, где они оставались около сорока лет, пока в 1925 году не покинули собор и не были помещены в основание колонны Ангела Независимости на Пасео де ла Реформа. Однако мексиканское правительство не забрало тело Агустина де Итурбиде, которое осталось в часовне Сан-Фелипе-де-Хесус.

Кафедральный собор в Мехико Успения Пресвятой Девы Марии
Останки первого императора Мексики Агустина де Итурбиде в часовне Сан-Фелипе-де-Хесус.

На протяжении большей части XIX и XX веков несколько различных факторов повлияли на частичную утрату художественного наследия: естественный износ со временем, смена поколений, пожары, кражи, а также отсутствие нормативной базы и осознания необходимости сохранения имущества и его свойств, разумеется, со стороны как церковных, так и государственных властей.

Таким образом, обе организации использовали художественные сокровища для борьбы с последствиями политической и экономической нестабильности в стране. Например, серебряные лампы и пюпитры, а также золотые сосуды и другие драгоценности были переплавлены для финансирования войн середины 19 века. Изменение художественной моды также повлияло на то, что главный алтарь XVII века был заменен кипарисом в стиле барокко в XVIII веке по проекту Херонимо де Бальбаса.

С декабря по июнь 1864 года собор был частью пышного приема в Мехико для императорской семьи Максимилиана Габсбурга и Карлоты Амалии, которые в тот день присутствовали на благодарственной мессе в этом здании.

26 января 1979 года впервые в истории Мексику посетил первосвященник католической церкви, Папа Иоанн Павел II, который в разгар демонстрации совершил историческую мессу, в которой произнес одну из своих самых знаменитых фраз: Мексика всегда верна!

Еще один визит высшего католического лидера состоялся только 13 февраля 2016 года, когда Папа Франциск принял участие во встрече со всеми епископами епархий Мексики.

Ночь на 15 сентября 2010 года собор стал одной из главных сцен празднования двухсотлетия независимости. Мультимедийный спектакль из изображений и звука, спроецированных на главный фасад здания, сопровождаемый фейерверком, стал завершением основных событий на столичной площади Зокало.

кафедральный собор в мехико
Световое шоу на кафедральном соборе в Мехико

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *