Жертвоприношения ацтеков и майя

Как хроники, написанные на языке науатль и испанском, так и иконография, содержащаяся в пиктографических рукописях, подробно описывают различные виды человеческих жертвоприношений у ацтеков, совершавшихся в Мехико – Теночтитлане, островной столице ацтеков. В некоторые периоды жертвоприношения были ежедневным ритуалом.

Одним из наиболее частых видов умерщвления было удаление сердца жертвы. Перед удалением сердца мог проводиться ряд ритуальных умерщвлений, таких как “царапание”, то есть раны, полученные в “гладиаторском бою”, или воздействие огня (запекание).

Жертвоприношения ацтеков и майя
Запекание на огне

Во время жертвоприношения жертву держали за конечности четыре жреца и клали лицом вверх на жертвенный камень, а пятый служитель культа прижимал к шее жертвы деревянное кольцо или ростральный хрящ рыбы-пилы, несколько образцов которого были найдены при раскопках проекта Темпло Майор.

Жрец проникал к грудной клетке и сердцу через брюшную полость, а затем извлекал жизненно важный орган, который мог быть:

  • предложен солнцу или луне;
  • помещен в куаухсикалли (“орлиный сосуд”);
  • съеден;
  • намазан на лицо божественного чучела;
  • сожжен или брошен в водоворот Пантитлана, в озере Тескоко.
Жертвоприношения ацтеков
Жертвоприношения ацтеков, вырывание сердца

После жертвоприношения тело жертвы могло быть подвергнуто дальнейшим ритуальным действиям, например, удалению головы и подготовке остальной части тела к употреблению на антропофагическом пиру. Этот ритуал часто происходил во время праздников двадцати дней солнечного календаря в честь таких богов, как Уицилопочтли, Ксипе Тотек, Тескатлипока, Тлалок и Чальчиухтликуэ, Ксилонен, Чихуакоатль, Иламатекутль, Микскоатль, Ксиухтекутль, и это лишь некоторые из наиболее важных.

В Темпло Майор есть свидетельства двух кардиоэктомий (изьятие сердца): ребенка, принесенного в жертву богу-покровителю ацтеков, найденного в помещении 111, и ягуара, найденного в помещении 9.

Другим видом жертвоприношения было перерезание горла, предназначенное, прежде всего, для женщин ixiptla (представительниц богов) таких богинь, как Toci-Teteo Innan, Huixtocihuatl, Xilonen или жертва ребенка, посвященная Тлалоку в Huey Tozoztli.

Целью было избавление от большого количества крови, хотя – согласно свидетельствам, предоставленным физическими антропологическими исследованиями – эта техника не предполагала отделения головы от тела. Стоит отметить, что эти две жертвенные и постжертвенные техники – кардиэктомия и декапитация (перерезание горла)- могли выполняться одна за другой, то есть жертве могли перерезать горло, а затем удалить сердце, или наоборот. Есть также упоминания о трех или даже четырех формах сожжения одной и той же жертвы.

Жервоприношения и пытки перед смертью

Расчленение было еще одной формой жертвоприношения или пытки перед смертью. Жертв привязывали к высоким столбам – в Очпанизтли это был Тоцититлан, место поклонения Матери богов – с вытянутыми руками и ногами. Затем в них полетели стрелы. Как и в случае обезглавливания, из ран вытекало большое количество крови, что позволило связать эту жертвенную технику с оплодотворением земли. В некоторых документах стрелы не являлись причиной смерти, поскольку после того, как пролилась кровь, жертвоприносящие извлекали из жертв сердце. Иксиптла Чикомекоатля принесли в жертву, пустив стрелу ему в горло. Эти пытки/жертвоприношения проводились в Тлакаксипехуалицтли и Очпаництли.

Сбрасывание было еще одним способом совершения ритуальной смерти в Теночтитлане. В Очпанизтли жрецы взбирались на верхушки 30-саженных столбов и сбрасывали вниз жертв, которые падали, разрываясь на куски, а затем им перерезали горло.

Утопление было жертвоприношением маленьких жертв богам воды. Детей заносили в лагуну и погружали в воду, иногда вместе с каноэ, на котором переправлялись через озеро.

Голодная смерть, задокументированная для иксиптла бога земли мертвых Миктлантекухтли, заключалась в оставлении человека в замкнутом пространстве, где он не мог выжить. В случае с представителем бога это происходило в веинте Тлаксохимако-Микаилхуитонли. Пожилая жертва была заключена с большим количеством пищи в искусственную пещеру в храме бога, которая была покрыта камнем и грязью.

Обрушение крыши должно было заключить жертв в помещение, в результате чего верхняя часть ограждения обрушилась бы на них. Это типология жертвоприношения, упомянутая Эрнандо де Альварадо Тезозомоком, и, по сути, это была судьба тлакскаланцев, осмелившихся поджечь храм Тоси в Теночтитлане.

Мест, где проводились эти ритуальные действия, в Теночтитлане было множество. Вершина Темпло Майор, несомненно, представляла собой первозданное пространство, где встречали свою смерть как военные пленники, так и божественные представители.

жертвоприношения ацтеков
Ритаульные храмы в центре Теночтитлана: Темпло Майор, храм Эхекатль-Куэцалькоатль, храм Тескатлипока или храм Ксипе-Тоте

Другие пирамидальные здания, такие как храм Эхекатль-Куэцалькоатль, храм Тескатлипока или храм Ксипе-Тотек, также представляли собой привилегированные места. В случае с последним богом, temalácatl, “каменное колесо”, на котором происходили “гладиаторские” бои, также было театром жертвоприношений.

Во время открытия Главного Храма под председательством Ахуитцотля в 1487 году девятнадцать храмов города одновременно функционировали для проведения ритуалов. Другим жертвенным местом был Хуэй Куаухсикалько, где были сожжены иксиптла солнца, луны и многие другие пленники.

Наконец, природные пространства, как горы, так и озеро Тескоко, играли чрезвычайно важную роль в отношении жертвоприношений, посвященных водным и теллурическим сущностям. Действительно, захоронения, особенно младенцев, совершались на вершинах холмов, в водовороте Пантитлан и в святилищах Айаухкалли на горе Тепезтинтли – также расположенной в озере.

Яркая сцена жертвоприношения показана в фильме “Апокалипсис” режиcсера Мела Гибсона:

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *