Легенда о лунной богине Койольшауки
Камень Койольшауки диаметром 320 см был найден в 1978 году во время строительных работ в подвале книжного магазина в самом центре Мехико. Он является одним из величайших шедевров ацтекского искусства и сейчас находится в музее Темпло Майор в городе, где он был обнаружен.
Кусок розового андезита был найден случайно, когда бригада компании “Compañía de Luz y Fuerza” проводила работы на глубине более двух метров на углу улиц Гватемала и Аргентина. Он был засыпан песком, и команда археологов из Национального института антропологии и истории (INAH) подняла его после того, как он пролежал в недрах земли 500 лет.
Это открытие положило начало проекту Templo Mayor, возглавляемому археологом Эдуардо Матосом Моктесумой, который привел к новым открытиям изображений лунной богини. Было найдено несколько изображений, соответвующих более раннемим этапам строительства главного храма.
Легенда о Койольшауки
Название Coyolxauhqui означает “та что украшена колокольчиками”. Обычно ее изображают с маленькими колокольчиками на щеках. В мифологии ацтеков мы находим следующую историю о ней:
Когда благочестивая и целомудренная мать предков Коатликуэ (юбка из змей) подметала в Коатепек (змеиная гора), с небес упал клубок из дорогих перьев, который она спрятала в подоле своей юбки. Клубок чудесным способом оплодотворил ее и в результате родился не кто иной, как могущественный воин Уицилопочтли.
Когда другие ее сыновья, называвшиеся Centzon Huitznaua (Четыреста Хуизтнауа, которые представляли звезды южного неба) и ее дочь Койольшауки узнали об этой загадочной беременности, они обиделись и отправились в Коатепек, чтобы убить свою мать.
Однако заговор Койольшуки сорвался, когда один из уицтнауа потерял голову и решил предупредить еще не родившегося Уицилопочтли. Встав на защиту своей матери, бог вышел из утробы матери полностью взрослым и во всеоружии, как непобедимый воин. По другой версии, бог появился из отрубленной шеи своей матери после того, как Койольшауки обезглавила ее.
В любом случае, с помощью своего грозного оружия, Ксиухкоатля (“огненного змея”), который на самом деле был лучом солнца, бог-воин быстро расправился со своими непокорными братьями и сестрой и, разрубив Койольксаухки на несколько больших кусков, сбросил их со склона горы. Голова богини была выброшена в небо и стала луной.
Лишь немногие из Centzon Huitznahua смогли спастись и бежали на юг, где с тех пор их видели как звезды на небе.
Этот жуткий миф о братьях и сестрах символизирует ежедневную победу Солнца (одна из ассоциаций Уицильпочтли) над Луной и звездами.
Камень богини луны
Красота андезитовой скульптуры, обнаруженной 37 лет назад, стала предметом многочисленных исследований, одно из которых определило цвета которыми был окрашен этот монолит.
Пять цветов, сохранившихся в пористости камня, – красный, полученный из аметиста, охра из геотита, белый из кальцита, черный из дыма и майянский синий из комбинации листьев индиго и полигорскита. Все они соответствуют хроматическому рисунку Главного Храма.
В исследовании, объясняется, что эти цвета встречаются в таких деталях, как голубые соски, кроваво-красные пятна на грудной клетке, красный глаз, как в кодификациях, и голубой плюмаж.
Специалисты также упоминают три иконографических символа:
Первое это улитки, украшающие ее браслеты, которые символизируют мертвых воинов и ассоциируются с жертвоприношением и сущностями, такими как солнце.
Другой – синий головной убор, цвет дневного неба и царства Уицилопочтли.
А третий элемент – это змеи, привязанные к различным частям тела богини. Эти рептилии связаны с Чихуатеотль, которая представляла женщину, умершую при родах, но в случае с лунной богиней это двухголовые змеи символизирующие смерть. Это самое яркое доказательство символического союза между двумя братьями: через этих змей палач, солнечный бог, оставляет свой знак на теле богини луны Койольшауки.
1 комментарий
[…] большой каменный рельеф с изображением богини Койольшауки, что стало огромной сенсацией и дало толчок к […]