“Новые карьеры у «Трена Майя» вызвали споры”
МÉРИДА. За последний месяц было подано пять заявок на получение разрешений на экологическое воздействие для открытия карьеров по добыче каменных материалов, которые впоследствии будут использоваться как места для складирования строительного мусора. Эти объекты расположены в зоне, где пройдет грузовая ветка поезда «Трен Майя». Два из них будут находиться в муниципалитетах Поксила и Болон (Уман). Оба участка были переданы бывшим президентом Андресом Мануэлем Лопесом Обрадором предпринимателям из Юкатана в период с 2019 по 2022 год.
Карьеры рядом с грузовой веткой «Трен Майя»
Первый карьер разместится на участке, состоящем из 23 табладжей (земельных наделов) в муниципалитете Сан-Антонио-Поксила. В июле 2019 года Лопес Обрадор безвозмездно передал 16 наделов Херардо Абрахаму Гоффу и 7 — Маурисио Монтальво Валесу, который до сих пор владеет ими, согласно данным Публичного реестра собственности. Абрахам Гофф, в свою очередь, подарил 9 наделов своему отцу Карлосу Энрике Абрахаму Мафуду, а остальные 7 продал компании Deca Desarrollos, представленной Монтальво Валecом и Абрахамом Мафудом. Последний публично поддержал нынешнюю президента Клаудию Шейнбаум во время её предвыборного мероприятия в Вальядолиде в октябре 2023 года.
Согласно заявке, опубликованной Министерством устойчивого развития в Официальном бюллетене штата 16 июля, проект предусматривает «создание карьера для добычи каменных материалов в сухом слое с последующим преобразованием в центр сбора и хранения специальных отходов». Общая площадь участка составляет 35,5 гектаров, из которых 10 гектаров отведены под проект. Дополнительно 6 гектаров будут использованы как зона добычи, а 4 гектара — как буферная полоса.
Участок бывшего чиновника
Второй карьер будет расположен в Болоне на участке из 18 табладжей, также переданных экс-президентом Рафаэлю Акосте Солису в 2019–2022 годах. 7 из них были выделены в сентябре 2019 года, а в декабре 2020 года к ним добавились другие наделы, в сумме составляющие 105 участков. Заявка на разрешение была опубликована 18 июня.
Характеристики этого карьера схожи с первым, но его площадь значительно больше — 179 гектаров, из которых 10 гектаров отведены под проект (6 — зона добычи, 4 — буферная полоса). В дальнейшем он также станет центром хранения специальных отходов.
Примечательно, что у Акосты Солиса был изъят ещё один табладж (№7287 в Болоне) для строительства «Трен Майя». Этот участок площадью 1 792,09 м² также был получен безвозмездно по распоряжению экс-президента.
Рафаэль Акоста Солис ранее занимал должность заместителя прокурора при администрации Ивонн Ортеги Пачеко, а также был советником муниципалитета Мериды от PRI во времена правления Аны Росы Паян Серверы. Он также работал юридическим консультантом по земельным спорам, но неоднократно обвинялся группами эхидатариев в нарушениях, которые он отрицал.
Другие карьеры на маршруте «Трен Майя»
Третий карьер будет расположен на общинных землях эхидо Дзибикак (заявка от 18 июня). Он находится рядом с трассой Унукма–Уман, между муниципалитетами Техан-Паломеке и Дзибикак, и займёт 74 гектара (10 — под проект). Помимо добычи камня, здесь будут перерабатываться строительные отходы, а также разместятся зоны дробления и хранения мусора.
Четвёртый карьер (также заявлен 18 июня) имеет общую площадь 134 964,29 м², из которых 101 599,22 м² отведены под проект (6 гектаров — добыча, 4 — буферная зона).
Пятый объект будет находиться в 3 км от Полюса благосостояния рядом с трассой Мерида–Прогресо, куда подведён ещё один грузовой маршрут «Трен Майя». Это реактивируемый карьер на участке №7848 площадью 10 гектаров (аналогичное распределение зон).
Грузовые ветки «Трен Майя»
Все карьеры расположены вдоль маршрута грузовой ветки, которая соединит железнодорожный проект с тремя промышленными зонами Юкатана и будет иметь две терминала:
- Терминал Поксила — расположена в 2,5 км от карьеров в Болоне и Сан-Антонио-Поксиле, станет отправной точкой ветки на Прогресо и ключевым логистическим узлом для столичного региона.
- Терминал Прогресо — включает топливную станцию и находится в 3 км от местного карьера.
Также запланировано три ответвления (строительство началось в апреле):
– Поксила–Мерида (18 км)
– Поксила–Унукма (12,5 км)
– Унукма–Прогресо (35,2 км)
Протесты Greenpeace против карьеров
Открытие пяти карьеров вызвало критику со стороны Greenpeace. Организация заявляет, что «саскаберы наносят серьёзный ущерб экологии, обществу и здоровью», приводя к:
– Вырубке лесов — полному уничтожению растительного покрова.
– Разрушению мест обитания — гибели эндемичных видов (летучих мышей, удавов, ящериц).
– Эрозии почвы — ослаблению структуры грунта из-за масштабной добычи.
В густонаселённых районах (например, север Мериды) карьеры увеличивают риск респираторных заболеваний, так как добыча приводит к образованию вредной пыли.
7 июля активисты во главе с Карлосом Самайоа (координатор кампании «Мексика в крике джунглей») провели акцию у офиса SEMARNAT в Канкуне, требуя остановить выдачу разрешений. По их данным, в 2025 году уже одобрено 30 таких заявок, 26 из которых связаны с Министерством обороны и строительством «Трен Майя». Основные проблемы — массовая вырубка лесов и неконтролируемая добыча ресурсов.