“Оахака-де-Хуарес: джентрификация угрожает коренному населению”
Оахака-де-Хуарес: процесс джентрификации в одном из городов-наследия Мексики
Оахака-де-Хуарес, входящий в список десяти городов-наследия Мексики, в настоящее время переживает процесс джентрификации. Это явление, подогреваемое даже самими жителями, приводит к вытеснению коренного населения из-за притока людей с более высоким уровнем дохода, что влечет за собой рост цен на жилье и базовые услуги. Хотя джентрификация чаще ассоциируется с крупными мегаполисами, такими как Мехико, последние исследования показывают, что она затрагивает и средние, и даже небольшие города. Оахака разделяет эту урбанистическую трансформацию с такими городами, как Мерида, Гуанахуато, Морелия и Пуэбла, согласно исследованию специалиста Хоселин Лиеванос Диас.
Джентрификация в Мексике: масштабы и особенности
В анализе, опубликованном в январе 2025 года, Лиеванос Диас задокументировала процессы джентрификации как минимум в 17 мексиканских городах. Ее исследование показывает, что это явление не подчиняется единой национальной логике, а варьируется в зависимости от культурных, исторических и урбанистических особенностей каждого региона. Оахака выделяется благодаря своему туристическому, культурному и гастрономическому потенциалу, что ускоряет процесс джентрификации. Как и в Сан-Мигель-де-Альенде или столице штата Гуанахуато, бум туризма и инвестиций в недвижимость привел к росту цен и ограничению доступа местных жителей к местам, которые раньше были частью их повседневной жизни.
Роль туризма и цифровых кочевников
Согласно данным ООН-Хабитат, джентрификация происходит, когда процесс городского обновления вытесняет коренных жителей. В Оахаке этот процесс усугубляется туристификацией исторического центра и ростом платформ, таких как Airbnb, повторяя сценарии, уже наблюдавшиеся в районах Мехико, например, Рома и Кондеса. Исследователь Луис Салинас Арреортуа отмечает, что джентрификация не ограничивается крупными городами. Она также затрагивает «Волшебные города» (Pueblos Mágicos) и сельские общины. В Оахаке подобные случаи зафиксированы в прибрежных зонах, таких как Уатулько, хотя они пока не получили широкого изучения.
Последствия для городов-наследия
Среди десяти городов-наследия Мексики лишь Тлакотальпан и Кампече остаются в стороне от этого процесса. Во всех остальных туризм, иностранные инвестиции и спекуляции недвижимостью стали ключевыми факторами джентрификации. Лиеванос Диас предупреждает, что пандемия ускорила эти процессы. Приток цифровых кочевников, рост краткосрочной аренды и продвижение Мексики как доступного международного направления усилили давление на местные сообщества. Оахака стала одним из эпицентров этого явления благодаря своей культурной привлекательности.
Общественное сопротивление и необходимость регулирования
Гражданские объединения, такие как Антиджентрификационный фронт, обвиняют власти в поощрении вытеснения коренного населения. Например, в Мехико подготовка к международным событиям, таким как Чемпионат мира 2026, вызывает опасения из-за масштабных инвестиций в инфраструктуру без гарантий доступного жилья для местных жителей. По мнению Салинаса Арреортуа, каждый город нуждается в собственном регуляторном механизме. То, что происходит в Оахаке, отличается от ситуации в Монтеррее или Мериде. Правовые и политические меры должны учитывать местные условия, чтобы культурное и социальное наследие не было вытеснено внешними экономическими интересами.