Типологии человеческих жертвоприношений ацтеков и майя

Как хроники, написанные на языке науатль и испанском, так и иконография, содержащаяся в пиктографических рукописях, подробно описывают различные виды человеческих жертвоприношений у ацтеков, совершавшихся в Мехико – Теночтитлане, островной столице ацтеков.

Одним из наиболее частых видов умерщвления было удаление сердца жертвы. Перед удалением сердца мог проводиться ряд ритуальных умерщвлений, таких как “царапание”, то есть раны, полученные в “гладиаторском бою”, или воздействие огня (запекание).

Запекание на огне

Во время жертвоприношения жертву держали за конечности четыре жреца и клали лицом вверх на жертвенный камень, а пятый служитель культа прижимал к шее жертвы деревянное кольцо или ростральный хрящ рыбы-пилы, несколько образцов которого были найдены при раскопках проекта Темпло Майор.

Жрец проникал к грудной клетке и сердцу через брюшную полость, а затем извлекал жизненно важный орган, который мог быть:

  • предложен солнцу или луне;
  • помещен в куаухсикалли (“орлиный сосуд”);
  • съеден;
  • намазан на лицо божественного чучела;
  • сожжен или брошен в водоворот Пантитлана, в озере Тескоко.
Жертвоприношения ацтеков, вырывание сердца

После жертвоприношения тело жертвы могло быть подвергнуто дальнейшим ритуальным действиям, например, удалению головы и подготовке остальной части тела к употреблению на антропофагическом пиру. Этот ритуал часто происходил во время праздников двадцати дней солнечного календаря в честь таких богов, как Уицилопочтли, Ксипе Тотек, Тескатлипока, Тлалок и Чальчиухтликуэ, Ксилонен, Чихуакоатль, Иламатекутль, Микскоатль, Ксиухтекутль, и это лишь некоторые из наиболее важных.

В Темпло Майор есть свидетельства двух кардиоэктомий (изьятие сердца): ребенка, принесенного в жертву богу-покровителю ацтеков, найденного в помещении 111, и ягуара, найденного в помещении 9.

Другим видом жертвоприношения было перерезание горла, предназначенное, прежде всего, для женщин ixiptla (представительниц богов) таких богинь, как Toci-Teteo Innan, Huixtocihuatl, Xilonen или жертва ребенка, посвященная Тлалоку в Huey Tozoztli.

Целью было избавление от большого количества крови, хотя – согласно свидетельствам, предоставленным физическими антропологическими исследованиями – эта техника не предполагала отделения головы от тела. Стоит отметить, что эти две жертвенные и постжертвенные техники – кардиэктомия и декапитация (перерезание горла)- могли выполняться одна за другой, то есть жертве могли перерезать горло, а затем удалить сердце, или наоборот. Есть также упоминания о трех или даже четырех формах сожжения одной и той же жертвы.

Расчленение было еще одной формой жертвоприношения или пытки перед смертью. Жертв привязывали к высоким столбам – в Очпанизтли это был Тоцититлан, место поклонения Матери богов – с вытянутыми руками и ногами. Затем в них полетели стрелы. Как и в случае обезглавливания, из ран вытекало большое количество крови, что позволило связать эту жертвенную технику с оплодотворением земли. В некоторых документах стрелы не являлись причиной смерти, поскольку после того, как пролилась кровь, жертвоприносящие извлекали из жертв сердце. Иксиптла Чикомекоатля принесли в жертву, пустив стрелу ему в горло. Эти пытки/жертвоприношения проводились в Тлакаксипехуалицтли и Очпаництли.

Сбрасывание было еще одним способом совершения ритуальной смерти в Теночтитлане. В Очпанизтли жрецы взбирались на верхушки 30-саженных столбов и сбрасывали вниз жертв, которые падали, разрываясь на куски, а затем им перерезали горло.

Утопление было жертвоприношением маленьких жертв богам воды. Детей заносили в лагуну и погружали в воду, иногда вместе с каноэ, на котором переправлялись через озеро.

Голодная смерть, задокументированная для иксиптла бога земли мертвых Миктлантекухтли, заключалась в оставлении человека в замкнутом пространстве, где он не мог выжить. В случае с представителем бога это происходило в веинте Тлаксохимако-Микаилхуитонли. Пожилая жертва была заключена с большим количеством пищи в искусственную пещеру в храме бога, которая была покрыта камнем и грязью.

Обрушение крыши должно было заключить жертв в помещение, в результате чего верхняя часть ограждения обрушилась бы на них. Это типология жертвоприношения, упомянутая Эрнандо де Альварадо Тезозомоком, и, по сути, это была судьба тлакскаланцев, осмелившихся поджечь храм Тоси в Теночтитлане.

Мест, где проводились эти ритуальные действия, в Теночтитлане было множество. Вершина Темпло Майор, несомненно, представляла собой первозданное пространство, где встречали свою смерть как военные пленники, так и божественные представители.

темпло майор главный храм ацтеков
Ритаульные храмы в центре Теночтитлана: Темпло Майор, храм Эхекатль-Куэцалькоатль, храм Тескатлипока или храм Ксипе-Тоте

Другие пирамидальные здания, такие как храм Эхекатль-Куэцалькоатль, храм Тескатлипока или храм Ксипе-Тотек, также представляли собой привилегированные места. В случае с последним богом, temalácatl, “каменное колесо”, на котором происходили “гладиаторские” бои, также было театром жертвоприношений.

Во время открытия Главного Храма под председательством Ахуитцотля в 1487 году девятнадцать храмов города одновременно функционировали для проведения ритуалов. Другим жертвенным местом был Хуэй Куаухсикалько, где были сожжены иксиптла солнца, луны и многие другие пленники.

Наконец, природные пространства, как горы, так и озеро Тескоко, играли чрезвычайно важную роль в отношении жертвоприношений, посвященных водным и теллурическим сущностям. Действительно, захоронения, особенно младенцев, совершались на вершинах холмов, в водовороте Пантитлан и в святилищах Айаухкалли на горе Тепезтинтли – также расположенной в озере.

Яркая сцена жертвоприношения показана в фильме “Апокалипсис” режиcсера Мела Гибсона:

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *